Результаты планового контрольного мероприятия по проверке законности использования унитарным предприятием «Горводоканал» (далее – УП «ГВК») муниципальной собственности, полноты начисления и своевременности перечисления предприятием в бюджет города части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, за 2014 год.
Результаты контрольного мероприятия
В соответствии с пунктом 2.8 раздела 2 плана работы Счетной палаты города Радужный на 2015 год, приказом Счетной палаты от 07.09.2015 №27 проведено контрольное мероприятие по проверке законности использования унитарным предприятием «Горводоканал» (далее – УП «ГВК») муниципальной собственности, полноты начисления и своевременности перечисления предприятием в бюджет города части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, за 2014 год.
По результатам контрольного мероприятия составлен акт от 04.12.2015 №22-141/01-25, подписанный ВРИО директора УП «ГВК» с возражениями. Заключение от 25.12.2015 №118-141/01-27 на представленные возражения направлено в адрес предприятия. Представленные возражения не содержат доводы, опровергающие позицию Счетной палаты, изложенную в акте проверки.
В ходе контрольного мероприятия установлено:
Муниципальное унитарное предприятие «Горводоканал» (МУП «ГВК) создано на основании постановления главы администрации города Радужный от 11.12.1996 №36, при реорганизации МПУ по ЭиРОГХ, путем выделения из его состава цеха водоканализационного хозяйства. Распоряжением администрации города Радужный от 13.12.2010 №2470р МУП «ГВК» переименовано в унитарное предприятие «Горводоканал».
Основная цель деятельности УП «ГВК» — обеспечение присоединенных абонентов в соответствии с установленными нормативами водой, прием сточных вод, а также получение прибыли.
При проведении контрольного мероприятия установлены нарушения:
— норм Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях» (органом местного самоуправления порядок заключения контракта с руководителем унитарного предприятия не разработан и не утвержден; порядок аттестации руководителя унитарного предприятия Комитетом по УМИ не разработан и не утвержден, аттестация руководителя УП «ГВК» в проверяемом периоде не проводилась; в Уставе предприятия предусмотрено использование прибыли только на создание резервного фонда, фактически фонды не создавались, при этом производились выплаты из текущей прибыли; в ряде случаев решения о совершении крупных сделок принимались Предприятием без согласования с собственником имущества).
— норм действующего законодательства в сфере бухгалтерского учёта (формирование учетной политики, в части инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами, инвентаризации основных средств и инвентаря, числящихся на забалансовых счетах, оформления первичных учётных документов, отражения операций в бухучёте, сроков сдачи авансовых отчётов, отнесения расходов на себестоимость продукции);
— трудового законодательства (выплата материальной помощи при увольнении на пенсию в заниженном размере, отсутствие единого подхода к выплате заработной платы за первую половину месяца (аванса), выплата заработной платы с нарушением установленных сроков, выплата премирования и единовременной выплаты на профилактику заболеваний в нарушение локальных нормативных актов, допускается сверхурочная работа свыше 120 часов в год);
— при компенсации расходов по проезду к месту использования отпуска и обратно (льготный проезд): Предприятием произведена оплата льготного проезда без представления работником подтверждающих произведённые расходы документов; работникам Предприятия произведена компенсация расходов по проезду без представления проездных документов и документов, подтверждающих понесенные расходы;
— при проверке списания ГСМ: Предприятием разработаны и утверждены собственные нормы расхода топлива, при этом документы, подтверждающие, что принятые нормы учитывают реальные транспортные условия и техническое состояние транспортных средств, и основания для установления указанных норм расхода топлива не представлены; в ряде случаев в качестве основания для установления норм расхода ГСМ указан документ, утративший силу; завышена базовая норма расхода топлива;
— при сопоставлении сведений о переданном в хозведение Предприятия имуществе установлено, что два объекта основных средств стоимостью 466 648,44 рублей Комитетом по УМИ не переданы в имущественный комплекс УП «ГВК», по ряду наименований объектов имеются расхождения;
— предприятием понесены необоснованные расходы по аренде транспортных средств;
— по результатам инвентаризаций: одно из переданных в УП «ГВК» нежилых строений Предприятием не используется; в кассе Предприятия установлена недостача в сумме 563,78 рублей (в полном объёме внесена в кассу Предприятия в ходе проверки); на центральном складе УП «ГВК» установлены излишки и недостача товарно-материальных ценностей (труб);
— нормативная штатная численность УП «ГВК» завышена на 41 единицу, при этом штатное расписание на 2014 год утверждено на 97 ставок меньше нормативного количества, рассчитанного Счетной палатой. Рассчитанная Предприятием средняя заработная плата за 2014 год занижена, представляемая в администрацию города Радужный отчетность содержит недостоверные данные;
— Предприятием приняты (переведены) на работу ряд сотрудников, квалификационные характеристики которых не соответствуют занимаемым должностям.
При проверке достоверности данных об объёмах потребления воды и водоотведения установлено:
— данные отчёта УП «ГВК» по реализации воды и приёму сточных вод не соответствуют показаниям счётчиков учёта воды;
— услуги по начислению и обработке жилищно-коммунальных платежей за поставку Предприятием воды и приём сточных вод от жилищного фонда оказывает ООО «Расчетно-информационный центр» (далее – ООО «РИЦ»). Данные УП «ГВК» об отпуске воды и объёмах водоотведения (физические объёмы) не соответствуют сведениям ООО «РИЦ», сопоставление данных Предприятием не проводилось;
— выборочное сопоставление отчётов потребителей – юридических лиц с данными УП «ГВК» и УП «РТС» об объёмах водопотребления показало: данные Предприятий в части отпуска воды для подогрева и подачи потребителям идентичны только в единичных случаях; в ряде случаев указанные Предприятиями объёмы отпуска воды не соответствуют отчётам потребителей; при предоставлении сведений от УП «РТС» установлены факты как завышения, так и занижения объёмов отпуска горячей воды потребителям. УП «ГВК» работу по установлению причин расхождений не проводит. Приведённые данные свидетельствуют об отсутствии на предприятии контроля за отпуском воды в УП «РТС». Сопоставление отчётов потребителей с показаниями УП «РТС» на предприятии не проводится.
В 2014 году на Предприятии отмечается рост дебиторской и кредиторской задолженности, при этом сроки возникновения дебиторской задолженности, указанные УП «ГВК», недостоверны. Рост дебиторской задолженности и недостоверные данные о сроках её возникновения объясняются тем, что в нарушение федерального законодательства УП «ГВК» реализует услуги по водоснабжению и водоотведению без заключения договоров с управляющими компаниями.
При снятии фактических показаний одометров и их сличении с показаниями спидометров, отраженными в путевых листах УП «ГВК», установлены существенные расхождения как в сторону завышения, так и занижения показаний. Материалы переданы в ОМВД по городу Радужный и прокуратуру города Радужный.
В целях устранения нарушений и недостатков, выявленных проверкой, направлено представление от 25.12.2015 №19-141/01-26 в адрес главы города Радужный, председателя Комитета по УМИ, директора УП «ГВК». Отчет по результатам проверки от 25.12.2015 №15-141/01-26 направлен в адрес Думы города.
Акт проверки с приложениями, возражения УП «ГВК» к акту проверки и заключение на них направлены в адрес прокурора города Радужный.
Председатель Счетной палаты
города Радужный Т.М.Наливайкина