Экспертиза проекта решения Думы города «О ходе реализации долгосрочной целевой муниципальной программы города Радужный «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности города Радужный на 2010-2015 годы и на перспективу до 2020 года» за 2011 год» нормам Бюджетного кодекса РФ, действующим нормативным правовым актам.
Информация о проведенном экспертно-аналитическом мероприятии
Объект проверки: проект решения Думы города «О ходе реализации долгосрочной целевой муниципальной программы города Радужный «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности города Радужный на 2010-2015 годы и на перспективу до 2020 года» за 2011 год».
Вопрос проверки: соответствие представленного проекта решения Думы города «О ходе реализации долгосрочной целевой муниципальной программы города Радужный «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности города Радужный на 2010-2015 годы и на перспективу до 2020 года» за 2011 год» нормам Бюджетного кодекса РФ, действующим нормативным правовым актам.
Экспертизой представленного проекта решения Думы города установлено:
Проектом решения Думы города представлен отчет о ходе реализации долгосрочной целевой муниципальной программы города Радужный «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности города Радужный на 2010-2015 годы и на перспективу до 2020 года» за 2011 год.
Долгосрочная целевая муниципальная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности города Радужный на 2010-2015 годы и на перспективу до 2020 года» (далее по тексту – Программа, долгосрочная целевая муниципальная Программа) утверждена постановлением администрации города Радужный от 30.07.2010 №338. Постановлениями от 25.04.2011 №224, от 18.11.2011 №703, от 30.12.2011 №823, от 28.06.2012 №502 внесены изменения в Программу.
Основной целью Программы является повышение энергетической эффективности при производстве, передаче и потреблении энергетических ресурсов в городе Радужный за счет снижения к 2020 году удельных показателей энергоемкости и энергопотребления предприятий, организаций и потребителей, создание условий для перевода экономики и бюджетной сферы города на энергосберегающий путь развития.
Задачами Программы являются:
— сокращение расходов на оплату энергоресурсов в бюджетной сфере;
— сокращение бюджетных расходов на предоставление мер социальной поддержки населения на оплату жилищно-коммунальных услуг;
— снижение удельных показателей потребления электрической, тепловой энергии и воды;
— сокращение потребления энергоресурсов на собственные нужды при производстве тепловой энергии;
— сокращение потерь тепловой и электрической энергии и воды;
— повышение уровня компетенции населения и специалистов в вопросах эффективного использования энергетических ресурсов.
Финансирование Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета автономного округа, бюджета муниципального образования, внебюджетных источников.
Общий объем финансирования Программы на 2010-2015 годы и на перспективу до 2020 года составляет 621 164,7 тыс. рублей, в том числе:
— за счет федерального бюджета 4 790,2 тыс. рублей;
— за счет бюджета автономного округа 192 857,6 тыс. рублей;
— за счет бюджета муниципального образования 31 693,5 тыс. рублей;
— за счет внебюджетных источников 391 823,4 тыс. рублей.
Мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности города Радужный на 2010-2015 годы и на перспективу до 2020 года изложены в приложении №2 к утвержденной Программе. Мероприятия делятся на 7 групп:
- Организационно-аналитические мероприятия;
- Мероприятия в жилищно-коммунальной сфере:
Объем финансирования на выполнение мероприятий в жилищно-коммунальной сфере предусмотрен в сумме 407 685,7 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 627,6 тыс. рублей, бюджета автономного округа 182 706,5 тыс. рублей, бюджета муниципального образования 15 929,5 тыс. рублей, за счет внебюджетных источников 208 422,1 тыс. рублей;
- Мероприятия в бюджетной сфере:
Объем финансирования на выполнение мероприятий в бюджетной сфере предусмотрен в сумме 157 049,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 4 162,6 тыс. рублей, бюджета автономного округа 7 814,1 тыс. рублей, бюджета муниципального образования 10 314,6 тыс. рублей, за счет внебюджетных источников 134 757,7 тыс. рублей.
- Мероприятия в жилищном фонде:
Объем финансирования на выполнение мероприятий в жилищном секторе предусмотрен в сумме 56 430 тыс. рублей, в том числе за счет средств бюджета автономного округа 2 337 тыс. рублей, бюджета муниципального образования 5 449,4 тыс. рублей, за счет внебюджетных источников 48 643,6 тыс. рублей.
- Нормативно-правовое и организационное обеспечение программы;
- Система управления и мониторинг;
- Пропаганда энергосбережения.
Экспертизой представленного проекта решения Думы города об отчете о ходе реализации долгосрочной целевой муниципальной Программы за 2011 год установлено следующее:
В области организационных мероприятий проделана определенная работа, так: органами местного самоуправления разработаны и утверждены ряд необходимых нормативных документов; разработана и внедрена форма мониторинга потребления энергетических ресурсов; проведена работа по доступности информации по реализации программы энергосбережения через официальный сайт администрации города; осуществляется контроль за внедрением энергосберегающих мероприятий при ремонте, строительстве зданий, строений; проводится работа по выявлению бесхозяйственных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи воды, электрической и тепловой энергии и другие мероприятия, предусмотренные Программой.
При этом имеется ряд мероприятий, которые не выполняются. Так, например, — «Заключение сервисных договоров на внедрение энергосберегающих технологий» не выполняется в связи с отсутствием четкого разъяснения в бюджетном законодательстве по оплате сервисных договоров за счет сэкономленных средств от внедрения мероприятий;
— «Разработка положения об учете и распределении экономии от проведенных энергосберегающих мероприятий, материально стимулирующего работников бюджетной сферы экономить энергетические ресурсы» не выполняется в связи с отсутствием методики утвержденной правительством.
Реализация мероприятий в области жилищно-коммунальной сфере:
Объем финансирования на 2011 год утвержден Программой в сумме 34 516,0 тыс. рублей за счет внебюджетных источников. Исполнителями мероприятий в жилищно-коммунальной сфере являются УП «Горводоканал», УП «Радужныйтеплосеть», ОАО «Радужнинские городские электрические сети».
Кассовое исполнение за 2011 год составляет 21 096,5 тыс. рублей (+сложившаяся экономия 3 453 тыс. рублей) или 71,1%. Не исполнено мероприятий на сумму 9 966,5 тыс. рублей. Выполнение мероприятий по исполнителям следующее:
— УП «Горводоканал» запланировано мероприятий на сумму 1 055,0 тыс. рублей, исполнение 100%;
— УП «Радужныйтеплосеть» запланировано мероприятий на сумму 24 277,0 тыс. рублей, исполнено 10 857,5 тыс. рублей (+сложившаяся экономия 3 453 тыс. рублей) или 58,9%. В полном объеме не выполнены мероприятия в части замены, реконструкции, модернизации тепловых сетей (34%). Причина невыполнения – отсутствие денежных средств у предприятия, выполнение работ будут продолжены в 2012 году;
— ОАО «РГЭС» запланировано мероприятий на сумму 9 184,0 тыс. рублей, исполнение 100%.
Реализация мероприятий в области бюджетной сферы:
Объем финансирования на 2011 год утвержден Программой в сумме 19 785,1 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 1 538,2 тыс. рублей, бюджета автономного округа 1 226,7 тыс. рублей, бюджета муниципального образования 924,2 тыс. рублей, внебюджетных источников 16 096,0 тыс. рублей.
Исполнителями мероприятий в бюджетной сфере являются Администрация города, Управление образования и молодежной политики, Управление культуры и искусства, Комитет по физической культуре и спорту, Управление здравоохранения и социального развития, и их подведомственные учреждения.
Кассовое исполнение за 2011 год составляет 2 891,92 тыс. рублей (+сложившаяся экономия 809,02 тыс. рублей) или 18,7%. Не исполнено мероприятий на сумму 16 084,16 тыс. рублей за счет внебюджетных источников. Выполнение мероприятий по исполнителям следующее:
— Администрация города — запланировано мероприятий на сумму 356,0 тыс. рублей, исполнение 100%;
— Управление образования и молодежной политики — запланировано мероприятий на сумму 11 351,8 тыс. рублей, исполнено 929,57 тыс. рублей (+сложившаяся экономия 234,12 тыс. рублей) или 10,3%. Анализ исполнения программы показал, что не выполнены мероприятия, предусмотренные за счет внебюджетных источников. Объем неосвоенных средств составляет 10 188,11 тыс. рублей;
— Управление культуры и искусства — запланировано мероприятий на сумму 1 650,4 тыс. рублей, исполнено 314,37 тыс. рублей или 19,05%. Объем неосвоенных средств составляет 1 336,03 тыс. рублей за счет внебюджетных источников;
— Комитет по физической культуре и спорту — запланировано мероприятий на сумму 483,4 тыс. рублей, исполнено 383,38 тыс. рублей или 79,3%. Не выполнены мероприятия, предусмотренные за счет внебюджетных источников в сумме 100,02 тыс. рублей;
— МБУЗ «Центральная городская больница» — запланировано мероприятий на сумму 5 599,4 тыс. рублей, исполнено 714,5 тыс. рублей (+сложившаяся экономия 574,9 тыс. рублей) или 23,0%. Не выполнены мероприятия, предусмотренные за счет внебюджетных источников в сумме 4 310,0 тыс. рублей;
— МБУЗ «Муниципальная стоматологическая больница» — запланировано мероприятий на сумму 245,0 тыс. рублей, исполнено 95,0 тыс. рублей или 38,8%. Не выполнены мероприятия, предусмотренные за счет внебюджетных источников в сумме 150,0 тыс. рублей;
— КУ «ДЕЗ по ГХ» — запланировано мероприятий на сумму 99,0 тыс. рублей, исполнено 100%.
Реализация мероприятий в области жилого фонда:
Объем финансирования на 2011 год утвержден Программой в сумме 9 698,0 тыс. рублей, в том числе средства бюджета муниципального образования 2 176,4 тыс. рублей, внебюджетные источники 7 521,6 тыс. рублей.
Исполнителями мероприятий в области жилого фонда являются КУ «ДЕЗ по ГХ» и управляющие компании.
Кассовое исполнение за 2011 год составляет 996,2 тыс. рублей (средства бюджета муниципального образования) или 10,3%. Не исполнено мероприятий на сумму 8 708,8 тыс. рублей, из них за счет внебюджетных источников 7 521,6 тыс. рублей, за счет средств бюджета муниципального образования 1 108,2 тыс. рублей.
Полная информация об исполненных мероприятиях, объеме неосвоенных средств в разрезе мероприятий и исполнителей представлена в приложении №1 к Отчету о ходе реализации долгосрочной целевой муниципальной Программы.
При сравнительном анализе кассового исполнения по мероприятиям с уточненным планом ассигнований на 2011 год установлено, что не в полном объеме освоены ассигнования, доведенные из федерального бюджета в сумме 3 251,9 тыс. рублей и из бюджета округа в сумме 3 503,9 тыс. рублей. Ассигнования не освоены в полном объеме в связи с тем, что средства поступили в бюджет города в 4 квартале 2011 года, так:
В целях реализации энергосберегающих мероприятий на объектах бюджетной сферы муниципальным образованием город Радужный заключены Соглашения с Департаментом строительства, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры:
— соглашение от 06.10.2011 №4-ЭО на предоставлении субсидии из бюджета автономного округа на проведение обязательного энергетического обследования в отношении органов местного самоуправления и муниципальных учреждений города Радужный на общую сумму 4 379,8 тыс. рублей, из них средства бюджета округа 3 503,84 тыс. рублей, бюджета муниципального образования 875,96 тыс. рублей;
— соглашение от 23.12.2011 №7-ПУ на предоставлении субсидии из бюджета федерального округа на оснащение зданий, строений и сооружений, используемых для размещения органов местного самоуправления, находящихся в муниципальной собственности, приборами учета используемых энергетических ресурсов муниципального образования город Радужный на общую сумму 3 284,8 тыс. рублей, из них средства федерального бюджета 3 251,952 тыс. рублей, бюджета муниципального образования 32,848 тыс. рублей.
Согласно дополнительным соглашениям сроки выполнения мероприятий продлены, что позволило освоить средства федерального бюджета и бюджета автономного округа в полном объеме и завершить работы по установке приборов учета и проведению энергоаудита зданий бюджетной сферы в 2012 году.
Оценка реализации Программы осуществляется по следующим критериям:
- Сокращение объемов потребления энергоресурсов города до 2020 года по сравнению с 2009 годом;
К Отчету о ходе реализации долгосрочной целевой муниципальной Программы разработчиком приложена информация об оценке эффективности Программы в разрезе секторов: бюджетная сфера, жилищно-коммунальная сфера, жилой фонд (Приложение №2).
Исходя из данных таблицы об оценке эффективности Программы определить как эффективно реализована Программа не представляется возможным, так, например:
— по показателю «удельный расход тепловой энергии бюджетными учреждениями на 1 кв.м. общей площади, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета» планировали 0,56 Гкал/кв.м., фактически достигнуто снижение до 0,26 Гкал/кв.м. Эффективность достигнута за счет установки приборов учета и климатических условий (теплая зима);
— по показателю «удельный расход тепловой энергии в жилых домах, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в части МКД с использованием коллективных (общедомовых) приборов учета) в расчете на 1 кв.м. общей площади» планировали 0,37 Гкал/кв.м., фактически установлено снижение 0,001 Гкал/кв.м. При этом отклонение в сторону снижения связано с отсутствием приборов учета потребления тепловой энергии.
То есть снижение данных одного и того же целевого показателя в одном случае показывает достигнутую эффективность, в другом случае отсутствие эффективности.
- Обеспечение наличия приборов учета энергоресурсов до 2012 года в бюджетных учреждениях города при технической возможности установки (в соответствии с требованиями законодательства по энергоресурсосбережению);
К Отчету о ходе реализации долгосрочной целевой муниципальной Программы разработчиком приложены данные об оснащенности приборами учета и о проведении энергетического обследования в рамках реализации ФЗ №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности …». Согласно данных таблицы по состоянию на 01.09.2012 бюджетные и автономные учреждения обеспечены приборами учета энергоресурсов на 100%;
3. Обеспечение наличия приборов учета энергоресурсов до 2013 года на вводе в здание в каждом многоквартирном доме города Радужный (в соответствии с требованиями законодательства по энергоресурсосбережению);
Согласно данных таблицы по состоянию на 01.09.2012 доля установленных приборов учета энергоресурсов составляет:
— теплоснабжение – 3,4%;
— горячее водоснабжение – 30,8%;
— холодное водоснабжение – 35,4%;
— электроснабжение – 100%.
В целом анализ исполнения мероприятий Программы показал, что на 2011 год объем финансирования мероприятий утвержден в сумме 63 999,1 тыс. рублей, выполнены мероприятия на сумму 24 984,6 тыс. рублей (+сложившаяся экономия 4 262,02 тыс. рублей) или исполнено на 45,7%.
Наиболее высокий процент выполнения мероприятий установлен в жилищно-коммунальной сфере 71,1%, наименее низкий процент выполнения в жилом фонде 10,3% и в бюджетной сфере 18,7%.
Объем финансовых средств за счет всех источников финансирования был недостаточным для выполнения мероприятий, так низкий процент исполнения мероприятий в жилом фонде и в бюджетной сфере обусловлен отсутствием внебюджетных источников (для сведения: мероприятия за счет внебюджетных источников предусмотрены Программой 77,6% в жилом фонде, 81,3% в бюджетной сфере).
Проведенная экспертно-аналитическая работа показала, что разработчику следует провести работу по вопросу целесообразности включения в источники финансирования мероприятий долгосрочной целевой муниципальной программы внебюджетных источников и по вопросу определения целевых показателей, более реально оценивающих эффективность Программы по критерию «Сокращение объемов потребления энергоресурсов города до 2020 года по сравнению с 2009 годом».
И.о.председателя Счетной палаты Г.М. Хуснутдинова