Экспертиза проекта решения Думы города «О внесении изменений и дополнений в решение Думы города от 06.09.2005 №45 «Об установлении земельного налога» нормам Бюджетного Кодекса РФ, Налогового кодекса РФ и другим нормативным актам.
Информация о проведенном экспертно-аналитическом мероприятии
Объект проверки: проект решения Думы города «О внесении изменений и дополнений в решение Думы города от 06.09.2005 №45 «Об установлении земельного налога» (в редакции решений Думы города от 27.04.2006 №143, от 27.09.2007 №347, от 29.09.2008 №507, от 26.02.2009 №549, от 23.09.2009 №616, от 03.11.2009 №649, от 25.02.2010 №685, от 24.06.2010 №40, от 28.10.2010 №68, от 27.04.2011 №148).
Вопрос проверки: соответствие представленного проекта решения Думы города «О внесении изменений и дополнений в решение Думы города от 06.09.2005 №45 «Об установлении земельного налога» нормам Бюджетного Кодекса РФ, Налогового кодекса РФ и другим нормативным актам.
Проект решения Думы города «О внесении изменений и дополнений в решение Думы города от 06.09.2005 №45 «Об установлении земельного налога» представлен в Думу города 17.09.2013.
Проект предусматривает внесение следующих изменений и дополнений в решение Думы города от 06.09.2005 №45 «Об установлении земельного налога»:
— введение ограничения по освобождению от уплаты земельного налога в размере 100% в отношении пенсионеров по старости и других категорий пенсионеров, достигших возраста, дающего право в соответствии с федеральными законами на получение трудовой пенсии по старости – в части одного земельного участка (дополнить абзац 2 пункта 8 решения соответствующими словами);
— изменения срока уплаты земельного налога в отношении налогоплательщиков – организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями (в пункте 11 решения слова «не позднее 01 февраля» заменить словами «уплачивается не позднее 15 февраля»).
Экспертизой представленного проекта установлено:
В соответствии со ст.387 Налогового Кодекса РФ земельный налог устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований определяются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, также могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.
В соответствии со ст.64 Бюджетного Кодекса РФ муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального образования вводятся местные налоги, устанавливаются налоговые ставки по ним и предоставляются налоговые льготы по местным налогам в пределах прав, предоставленных представительному органу муниципального образования законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Муниципальные правовые акты представительного органа муниципального образования о внесении изменений в муниципальные правовые акты о местных налогах, муниципальные правовые акты представительного органа муниципального образования, регулирующие бюджетные правоотношения, приводящие к изменению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, вступающие в силу в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде), должны быть приняты до дня внесения в представительный орган муниципального образования проекта решения о местном бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) в сроки, установленные муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования.
Предлагаемые изменения и дополнения в решение Думы города внесены в соответствие с решениями и рекомендациями, принятыми 24.05.2013 Постоянной комиссией Совета при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа — Югры по развитию местного самоуправления в Ханты-Мансийском округе – Югре в целях увеличении доходной базы бюджета муниципального образования в части земельного налога, установления сроков уплаты земельного налога в соответствие с требованиями Налогового кодекса РФ.
Разработчиком проекта решения Думы представлен расчет эффективности принятия решения по ограничению предоставления льготы по земельному налогу для категории налогоплательщиков «пенсионеры» по одному объекту земельной собственности: дополнительное поступление в бюджет муниципального образования составит 35,1 тысяч рублей.
Во избежание предоставления нескольких возможных вариантов решения по выбору должностного лица без точного определения условий для принятия такого решения, при установлении ограничения предоставления льготы по одному земельному участку необходимо четко определить механизм реализации этой нормы для налогоплательщиков: по какому из нескольких земельных участков должна предоставляться льгота.
Во избежание неопределенности толкования вступления в силу принимаемого нормативного правового акта рекомендовано указать дату вступления в силу с учетом требований ст.5 Налогового Кодекса РФ.
При проведении экспертизы действующей редакции решения Думы города от 06.09.2005 №45 установлено, что в пункте 11 отсутствует указание налогоплательщиков, к которым применяется этот пункт: налогоплательщики-организации и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями. Целесообразно при внесении изменений в указанный пункт указать этих налогоплательщиков.
Проведенная экспертно-аналитическая работа показала, что представленный проект решения не противоречит действующему законодательству, но требует доработки по вышеуказанным замечаниям.
Председатель Счетной палаты Т.М.Наливайкина