https://www.high-endrolex.com/15

Экспертиза проекта решения Думы города Радужный «Об установлении расходного обязательства города Радужный по предоставлению субсидии на возмещение затрат связанных с исполнением комплекса мероприятий по ликвидации УП «Горводоканал»

Счетной палатой города Радужный, в соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», п. 7 ч. 1 ст. 8 Положения о Счетной палате города Радужный, СФК №2 «Общие правила проведения экспертно-аналитических мероприятий», подготовлено экспертное заключение на проект решения Думы города «Об установлении расходного обязательства города Радужный по предоставлению субсидии (финансовой помощи) на возмещение затрат связанных с исполнением комплекса мероприятий по ликвидации унитарного предприятия «Горводоканал» Ханты-Мансийского автономного округа – Югры городской округ город Радужный ».
Вопросы экспертизы: соответствие представленного проекта решения нормам действующего законодательства и иных нормативных правовых актов, обоснованность финансово-экономических обоснований.
Проведенной экспертизой проекта решения установлено:
Проект решения Думы города Радужный представлен в Счетную палату города Радужный 04.12.2018. Разработчиком проекта решения является Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Радужный.
Проектом решения предлагается установить на 2018 год расходное обязательство города Радужный по предоставлению субсидии (финансовой помощи) на возмещение затрат связанных с исполнением комплекса мероприятий по ликвидации УП «Горводоканал».
Унитарное предприятие «Горводоканал» создано на основании постановления Главы администрации города Радужный от 11.12.1996 №36, в целях обеспечения присоединенных абонентов в соответствии с установленными нормативами водой, прием сточных вод, а также получения прибыли .
В соответствии с приказом Департамента жилищно-коммунального комплекса и энергетики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры №149-П от 30 декабря 2014 года объекты жилищно-коммунального хозяйства УП «Горводоканал» переданы в концессию публичному акционерному обществу «Городские электрические сети» г. Нижневартовск в соответствии с заключенными концессионными соглашениями.
Согласно требованиям части 3 ст.39 Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» распоряжением администрации города Радужный от 10.01.2018 №05р внесены изменения в Устав УП «Горводоканал» исключив виды деятельности, которые невозможно осуществлять без имущества, переданного в концессии (пункты 3.1.-3.18. раздела 3 «Цели, предмет и виды деятельности»).
Согласно представленной пояснительной записке – унитарное предприятие «Горводоканал» в настоящее время находится в критическом финансовом состоянии, в связи с чем не способно самостоятельно обеспечить погашение затрат связанных с исполнением комплекса мероприятий по ликвидации. Проект решения Думы разработан в целях недопущения банкротства унитарного предприятии «Горводоканал» и осуществления его ликвидации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
При этом к проекту решения не представлен исчерпывающий перечень мероприятий необходимых для ликвидации унитарного предприятия, а также сумма средств, необходимая для реализации мероприятий, с ее финансово-экономическим обоснованием.
По общему правилу, установленному п. 3 ст. 56 ГК РФ для всех юридических лиц, муниципальное образование не несет ответственность по обязательствам муниципального предприятия, унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Обязанность собственника погасить образовавшуюся задолженность муниципального унитарного предприятия может возникнуть в случае предоставления собственником муниципальной гарантии в соответствии со ст. 115 Бюджетного Кодекса РФ при неисполнении договорных обязательств предприятием.
Кроме того, если несостоятельность (банкротство) унитарного предприятия вызвана собственником его имущества, на собственника при недостаточности имущества муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам предприятия (п. 7 ст. 114, п. 3 ст. 56 ГК РФ, ст. 7 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).
Одновременно законодательно предусмотрена возможность восстановления собственником унитарного предприятия его платежеспособности. В соответствии с п. 2 ст. 3, ст. 30, ст. 31 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в случае возникновения признаков банкротства, а именно если унитарное предприятие не способно удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, собственник имущества должника — унитарного предприятия, до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании унитарного предприятия банкротом, вправе предоставить ему финансовую помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности предприятия (санация).
Соответственно, муниципальное образование вправе в целях предупреждения банкротства созданного им муниципального унитарного предприятия предоставить ему финансовую помощь для погашения денежных обязательств. Однако, в указанной норме речь идет не о погашении собственником денежных обязательств унитарного предприятия, а о предоставлении финансовой помощи неплатежеспособному предприятию в размере, обеспечивающем погашение не отдельных, а всех денежных обязательств и всех обязательных платежей МУП. Таким образом, учитывая законодательно закрепленную обязанность унитарного предприятия самостоятельно отвечать по своим обязательствам, привлекая собственника МУП к субсидиарной ответственности лишь в исключительных случаях, погашение муниципальным образованием задолженности МУП неправомерно.
Таким образом, унитарное предприятие должно быть ликвидировано с учетом вышеуказанных требований и действующего законодательства.
Счетная палата отмечает, что принятие проекта решения Думы «Об установлении расходного обязательства города Радужный по предоставлению субсидии (финансовой помощи) на возмещение затрат связанных с исполнением комплекса мероприятий по ликвидации унитарного предприятия «Горводоканал» Ханты-Мансийского автономного округа – Югры городской округ город Радужный» не влечет обязательства выделения денежных средств из бюджета города. Выделение денежных средств будет возможно после внесения изменений в бюджет города с соблюдением требований бюджетного и иного законодательства.
По результатам проведенного экспертно-аналитического мероприятия составлено заключение от 11.12.2018 № 174-231/01-27.

Заместитель председателя
Г.М. Хуснутдинова